Законодательная власть.

Здание Стортинга в ОслоЗаконодательная власть в Норвегии вручена однопалатному парламенту — Сторингу. Со структурой норвежского законодательного органа связано одно недоразумение. Встречается утверждение, что он двухпалатный. Однако, это не так.

 

 

 

Дело в том, что отцы-основатели Эйдсволлской конституции в качестве образца организации собственного парламента взяли структуру парламента Батавской республики 1798 года (так в одно время в революционной Франции называли Голландию). Чисто функционально Сторинг разделён на две части: ¾ депутатов Сторинга составляют Одельстинг, а ¼ — Лагтинг. В Одельстинг, согласно конституции, положено вносить законопроекты, после принятия которых они передаются на дальнейшее утверждение в Лагтинг. Лагтинг, таким образом, выполняет только функцию второй (верхней) палаты парламента. Другой функцией Лактинга является то, что он в полном составе с прибавлением членов Верховного суда страны составляет особое судебное присутствие, которое носит название Государственного суда (Riksrett — нередко этот термин в литературе неправильно переводится как «Высший суд»). Государственный суд отправляет правосудие в делах, по которым в уголовном порядке обвиняются члены Сторинга и другие высшие должностные лица страны. Именно такая процедура с одновременным отстранением от должности и судом над лицом носит название impeachment в странах англосаксонского права. На этом полномочия Лагтинга исчерпываются.

Куда более важной структурной единицей парламента являются его специальные комитеты, количество которых может изменяться по усмотрению депутатов. Комитеты могут быть как постоянными так и временными, специально назначенными для рассмотрения конкретного дела (комитет ad hoc). В отношении распределения мест членов постоянных комитетов действует строгое правило о пропорциональном распределении мест среди политических партий, получивших представительство в парламенте.

Парламент возглавляется президентом Сторинга, у которого есть несколько вице-президентов (в качестве его заместителей). Все вместе, а также несколько секретарей парламента, они образуют президиум Сторинга, занимающийся технической работой по правильной организации деятельности парламента. Кроме того, Одельстинг и Лагтинг также имеют по собственному президенту и вице-президенту.

Скандинавия является родиной такого института, как уполномоченный парламента по соблюдению прав человека. Впервые этот институт был введён в Швеции ещё вначале XIX века и в 60 годах прошлого века принят норвежской парламентской практикой. Уполномоченный по правам человека называется в Норвегии омбудсманом (от норвежского ombudsmann, и название этой должности на русском языке «омбудсмен» является неправильной англизированной формой.) Омбудсман Стортинга следит за соблюдением прав человека в практике органов государственной власти. В случае обнаружения нарушений он информирует о случившемся орган, нарушивший своим решением права человека. Итоговой формой его надзорной власти является представление Сторингу ежегодного доклада о положении прав человека в стране. В случае если замеченное им нарушение не было исправлено виноватым органом власти, по решению Стортинга против должностного лица, возглавляющего этот орган, может быть возбуждено уголовное дело.

В целях обеспечения своей финансовой власти Стортинг избирает несколько государственных ревизоров, надзирающих за тем, как органы государственной власти исполняют бюджет страны. Власть ревизоров также весьма действенна.

депутаты на заседании СтортингаЗаконодательная власть Стортинга являются чрезвычайно обширными. Это — единственный властный орган в стране, полномочный принимать нормативные акты. Именно нормативные акты, а не только формальные законы. Норвежские конституционалисты полагают, что право органов исполнительной власти издавать нормативные предписания основывается на том, что принимая тот или иной закон, Соттинг в строго дозированной форме делегировал этим исполнительным органам власти право на издание таких актов, вытекающих из содержания самого закона. Самостоятельной компетенции по изданию нормативных предписаний у правительства, таким образом нет. Полномочия же Сотортинга, наоборот, в этой сфере простирается столь далеко, что в норвежском конституционном праве считается незыблемой обязанностью правительства исполнять даже простые постановления (резолюции) парламента по частным вопросам.

Традиционно сильна финансовая власть Стортинга — государственный бюджет является одним из действенных рычагов контроля над органами исполнительной власти со стороны парламента. Правда, необходимо заметить, что Норвегия, пожалуй, единственная страна в мире, в которой государственный бюджет принимается в форме обыкновенной резолюции парламента, а не закона. Это сложилось исторически, когда в 30-х годах XIX века норвежские парламентарии в борьбе за независимость родины по формальным соображениям стали принимать бюджет именно в форме резолюции — в таком виде он не шел, как остальные законы, на подпись шведскому королю, тем самым, возможное право вето последнего было обойдено.

Норвежский тип парламентаризма отличается одной особенностью. Под парламентаризмом понимают обязанность правительства подавать в отставку, если в парламенте ему выражен вотум недоверия, однако во всех странах с парламентарной формой правления правительство обладает правом в случае выражения ему вотума недоверия распустить парламент, тем самым, вынести спорный вопрос на усмотрение избирателя. Но у Норвежского правительства такого права нет, в связи с чем властное положение Стортинга перед другими органами государственной власти является абсолютным.

Контрольные права Стортинга в отношении правительства и других органов администрации отчасти воплощены в институте омбудсмана и государственных ревизоров, однако в норвежской парламентской практике активно используются такие формы контроля, как депутатский запрос, вопрос на заседаниях парламента соответствующему министру.

Помимо всего прочего, Стортинг полномочен решать вопрос о форме правления, он избирает новую династию, в случае пресечения старой, ратифицирует международные договоры и принимает решение о делегации части норвежского суверенитета наднациональным организациям.

Парламент Норвегии формируется путем прямых, равных, тайных и всеобщих выборов. В голосовании имеют право принять участие только граждане страны, достигшие ко дню выборов полных 18 лет. Избираться могут граждане, которые соответствуют только что указанным критериям, однако конституция запрещает избираться депутатами действующих чиновников, вообще всех, состоящих на государственной службе, а также ряда других категорий лиц.

Норвегия принадлежит к странам к странам с так называемой пропорциональной системой выборов, согласно которой партия, участвующая в выборах, пройдя определенный законом порог поданных за него голосов (3% по стране), получает право пропорционально поданным за нее голосам, получить число депутатских мест в парламенте. К особенностям норвежской избирательной системы следует отнести довольно изощренный способ вычисления таких квот и институт заместителей депутата, которых избирают сразу же вместе с депутатами. Такой заместитель призывается к исполнению обязанностей своего депутата, как только последний, по тем или иным причинам, окажется не в состоянии их исполнять.

Popularity: 82%

Ещё по теме



Вы читали "Законодательная власть.".

Поделитесь статьёй, которая вам понравилась, с другими:




Оставить комментарий или два

Оповещать о новых коментариях по RSS